Гибель озера Иссык

Как погибло в 1963 году казахстанское озеро Иссык

Караван — Как погибло в 1963 году казахстанское озеро Иссык. История трагедии
10:45 16.05.2003

Почти сорок лет прошло с момента гибели красивейшего озера Иссык. Это была одна из самых страшных экологических катастроф — буквально за одни сутки озеро исчезло. В те дни ходили слухи о страшных разрушениях и тысячах погибших. Эту информацию передавали даже зарубежные «голоса». На самом деле жертв было гораздо меньше — 52 человека. Но масштабы иссыкской катастрофы не стали от этого менее значительными. А слухи… Они ходят до сих пор. Поэтому мы попросили рассказать об этой трагедии одного из очевидцев.

Вспоминает бывший директор турбазы «Иссык» Иван Григорьевич Аушев

«В тот день к нам должен был приехать Косыгин. Если бы не этот визит, жертв было бы намного меньше».

6 июля ко мне приехал секретарь Алма-Атинского обкома партии Канцеляристов. Сказал: завтра приедет Косыгин. На правой стороне озера было замечательное место, очень красивое, там юрты стояли, буфет, родник протекал с очень вкусной водой. Всех высоких гостей туда возили. Ну вот Канцеляристов и распорядился, чтобы туристов туда не пускали и поставили оцепление.

С утра ждем Косыгина — а его все нет и нет. Потом, часам к 12, пришла машина. Говорят: задерживается в Александровке, у него там друг был председателем колхоза. А где-то в час дня раздались крики: идет большая вода, черная, несет деревья, на которых люди…

Косыгина от смерти отделяли мгновения

В тот день на озере было 7 катеров и около 60 лодок. Я сразу сел на катер, следом заскочил начальник управления туризма Дягилев, и мы поехали людей снимать. Они сидели на корягах, в разодранной одежде, все израненные. А женщина одна так крепко за корягу держалась, что мы ей едва руки разжали. Спрашиваем: откуда вы такие? Они говорят: мы отдыхали вверху, на берегу реки, и нас снесло потоком.

Мы их отвезли на безопасное место, и как раз вторая волна в озеро вошла…

Тут надо уточнить: это был не сель, в тех местах селей никогда не было. И то, что озеро селем снесло, тоже неправильно. Озеро еще сутки жило.

А было так — грязная вода вошла в озеро несколькими валами, с огромной скоростью. На берегах в это время люди отдыхали. На заветное место их не пустили, ждали же Косыгина, вот они и устроились вдоль речки загорать, а их этими волнами и смыло. Мы их снимали с коряг — на катерах, на речном трамвайчике — был у нас такой на 60 мест, на нем Хо Ши Мин очень кататься любил, когда у нас бывал.

Да, а Косыгин все-таки приехал. Очень возмутился: почему катера нет?! Ну ему и доложили: большая вода идет, людей с бревен снимаем. Он развернулся и уехал со своей свитой. А через несколько минут деревянный причал, на котором они стояли, водой буквально слизнуло…

Вместо озера осталась лужа

Больше всего меня тревожила одна группа — человек 60 школьников. Они как раз должны были вернуться из пешего похода на Иссык-Куль. И дорога как раз проходила возле русла реки. Для того чтобы их найти, нужен был вертолет.

Удалось дозвониться до секретаря ЦК Юсупова, говорю ему: «У меня в горах туристы!» А он: «Что ж за туристы, если дорогу сами найти не смогут!» Я отвечаю: «Это ж дети…» Словом, обещал он мне утром прислать вертолет.

А утром мы увидели странную картину — озеро поднималось. Бросились к устью реки — там все нормально, вода, хоть и грязная, течет в обычном режиме.

А на выходе из озера ее уровень резко повышался. И мы поняли, что у нас появился невидимый враг.

К нам на турбазу в это время поднялся министр автодорог, фамилию его я сейчас запамятовал, говорит: там внизу наш пионерлагерь. Может, стоит ребят эвакуировать? Видимой опасности не было. Но он все равно часть людей увез, а часть ко мне наверх переправил. Этим он их спас. Потом этот лагерь полностью снесло.

Все началось неожиданно. Мы всю ночь дежурили на озере, замеры делали, но все было тихо, и мы успокоились. А ближе к утру уровень воды начал резко снижаться. Перемычку снесло сразу, и озеро просто… исчезло. Оно рухнуло вниз. Потом мне рассказывали — вода все снесла, но люди не пострадали, их успели эвакуировать. Погибли только двое, старик со старухой, они почему-то не захотели уходить из дома.

Когда рассвело, мы увидели вместо озера только грязную лужу. И трупы. Это был шок. Женщины заголосили, да и я не смог слезы сдержать. Сразу почему-то подумал — это ж мои туристы! Но это были просто отдыхающие, их водой принесло.

Начальники летали посмотреть на катастрофу

Обстановка у нас была ужасная. Воды нет, электричества нет. А у нас плиты электрические — как накормить 100 человек, мой персонал да еще тех, кто из пионерлагеря поднялся? А тут еще пьяные… Когда Косыгин уехал, они разбомбили юрты, вытащили все спиртное. Я попросил по рации подмогу — мне прислали человек 5 кагэбэшников с оружием, еле-еле порядок навели.

Потом солдаты к нам поднялись, начали вытаскивать трупы. Прилетел вертолет — забрал двух больных женщин и ребятишек, стал подниматься да задел камень колесом и… упал. Мы к нему подбегаем, а люди оттуда выбираются… Бледные! Потом этим вертолетом вывозили и живых, и мертвых. Говорят, по радио, по «Голосу Америки» передавали, будто погибших было несколько тысяч. Неправда. 52 человека — это точно установлено.

Пока вся эта суматоха продолжалась, я все другой вертолет ждал, поменьше, чтоб за своими туристами слетать. Связываюсь с ЦК — где? Они говорят — давно вылетел. Потом выяснилось — там внизу, в Иссыке, начальство все собралось, министры, партийные работники. Вертолет сел, чтобы заправиться, а в него стали министры забираться. Говорят — вези на озеро! Одни слетали, вышли — другие садятся! Они себе такие экскурсии устраивали…

Кое-как летчик от них отделался. А когда мы с ним полетели уже вдоль русла реки, то увидели, откуда этот сель взялся. Там в одном месте гора нависала над рекой, так вот огромный пласт земли просто сполз с нее. Оказалось, он лежал на каменном основании и дожди его размыли. От этого места вверх по течению вода шла чистая, светлая. Я потом понял: всю эту землю течением внесло в озеро, оттого уровень воды и поднялся. А уже потом, когда перемычку размыло, вся эта масса вниз обрушилась. Я потом стариков расспрашивал, они рассказали, что последний раз сель в тех местах был в 1938 году, небольшой, и, скорее всего, он тоже был вызван дождями.

Туристов мы тогда нашли — оказалось, двое из группы заболели, вот они и задержались. Я когда их увидел — от радости чуть из вертолета не вывалился.

Летчику — орден, мотористам — часы

Те туристы, которых мы тогда спасли, потом еще долго звонили мне, приезжали, благодарили. А я три месяца, пока шло следствие, в кабинете у следователя сидел, он меня почти не выпускал. Он мне говорил тогда: ты не должен был оцепление ставить, людей на места отдыха не пускать. А как я мог не выполнить приказ секретаря ЦК?

Потом, правда, разобрались. Мне почетную грамоту вручили. Летчика наградили орденом Красной Звезды. А все мотористы, которые людей спасали, получили именные часы.

Но знаете что? Все эти годы мне одна мысль не дает покоя. Я все думаю — ведь озеро можно восстановить! И это особых усилий не потребует, и средств тоже немного нужно. Места там очень уж красивые. Да что там — уникальные места!
№20 за 16 мая 2003

Источник  — Караван

GET Tour
Scroll Up